Широкая известность художника в Испании и за ее пределами

Фрагмент «Сошествие Св. Духа» Эль Греко / www.ElGreco.ru От полотен Эль Греко исходит волнующая сила, трудно не поддаться ее воздействию. Искусство мастера должно было захватить толедское общество. И действительно Эль Греко стал знаменитым живописцем не только в Толедо, но и за его пределами. Он был засыпан заказами, его известность все возрастала. Казалось бы, произошло наконец слияние его с Испанией, где греческий живописец нашел не только семью, друзей и славу, но и могучий источник вдохновения.

При жизни Эль Греко факт его признания в толедском обществе был абсолютно бесспорен. Он тем более удивителен, так как его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время. Обычно указывают, что художник нашел ценителей своей необычной манеры в среде утонченной толедской интеллигенции. Однако Эль Греко пользовался известностью не только в узком кругу духовно изощренной элиты.

Заказчики не оставляли художника своим вниманием. Приходя в его дом-мастерскую, они могли выбрать по маленьким, так поразившим Франсиско Пачеко образцам интересующие их работы. Почти каждое произведение повторялось во множестве реплик. Эль Греко помогали Хорхе Мануэль, Франсиско Пребосте, ученик и секретарь, приехавший с ним из Италии, а также другие ученики, которые стремились быть точными копиистами его работ. Мощная творческая индивидуальность Эль Греко подавляла их в целом слабые дарования, но участие помощников всегда сказывалось на художественном уровне произведений.

Создавая реплики, живописец стремился дать новое решение одной и той же темы, и в этом проявлялась его настойчивая потребность многовариантности. Вместе с тем в испанском обществе обстоятельства благоприятствовали созданию реплик, ибо заказчики воспринимали картины Эль Греко в первую очередь как иконы. Коммерческим распространением картин ведал Пребосте. Круг заказчиков становился все более широким, известно, что картины отправлялись в Севилью, которая в то время была всеиспанским рынком сбыта художественных изделий в Новый Свет.

Было бы ошибочным считать, что на испанской земле Эль Греко вернулся к практике своей далекой молодости, когда он, видимо, работал иконописцем на Крите. Однако склонность мастера к варьированию одной и той же темы способствовала дальнейшему развитию манеры, которая со все большей очевидностью утверждалась в его творчестве.

Манера проявлялась по-разному и чаще всего в формах откровенного художественного штампа. Эль Греко, столь дерзко отвергший безжизненные шаблоны, господствовавшие в церковном искусстве, породил свой собственный штамп. К сожалению, немало подобных банальных полотен вводит в заблуждение неискушенного зрителя в испанских музеях и церквах.

Вместе с тем воздействия манеры не избежал и ряд очень известных произведений Эль Греко. Таково, например, позднее полотно "Сошествие Святого Духа" (около 1600, Мадрид, Прадо).

Нельзя не прийти к выводу, что среда Толедо, благоприятствуя развитию искусства Эль Греко, в то же время стимулировала закрепление манеры, которая ограничивала его творчество, замыкая в плену более формальных, внешне понятых задач.