"Эсполио", или "Снятие одежд с Христа" (1577-1579)

Художественные приемы

Эсполио Доменико Эль Греко / www.ElGreco.ru Огромную роль в психологической атмосфере картины играет язык жестов. В искусстве Эль Греко жест чаще всего является средством выражения духовной общности людей. Обычно он лишен энергии, ибо это жест переживания, а не действия. Не случайно поэтому в нем есть что-то недосказанное, мгновенное, словно замирающее. Как странно, например, без всякого усилия руки держат различные предметы, не обхватывая их пальцами, а едва прикасаясь к ним.

Но в "Эсполио" жест еще сохраняет активность. Особенно выразительны сильные руки солдат-палачей. Жестам действенным и указующим противопоставлены жесты чисто духовного характера. Так, внутренняя близость, угадываемая в изображениях Христа и трех Марий, звучит в перекликающихся между собой жестах правой руки Христа и левой руки Магдалины. У них общее и типичное для жестов персонажей Эль Греко расположение пальцев — средние соединены, указательный и мизинец отставлены. Но если жест Христа одухотворен его мистическим переживанием, то нежный жест Марии Магдалины, которым она касается плеча Богоматери, согрет живой трепетностью человеческого чувства.

"Эсполио" со всей очевидностью обнаружило присущее Эль Греко стремление к многоплановому решению темы, к сложной образной взаимосвязи, к повышенной духовной содержательности — качества, которые отличают его подлинно великие произведения. Необычайными оказались и некоторые художественные приемы. Так, мастер выдвигает крупные фигуры к передней плоскости холста. Такое приближение фигур к зрителю позволяет Эль Греко весьма своеобразно использовать характерный для него прием (назовем его условно приемом противоположных ракурсов). Если откинутая назад голова Христа видна в ракурсе снизу вверх, то его ступни — в ракурсе сверху вниз. В результате пропорции кажутся еще более вытянутыми, фигуры приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе и не наделены активным движением, а главное, достигается удивительный эффект фигур либо летящих ввысь, либо парящих, еле касающихся земли.

Выдвижение фигур к передней плоскости холста усиливает их и без того интенсивное цветовое звучание. На фоне общей сумрачно сизой тональности горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого. Яркие, звучные краски сочетаются с нежными, изысканными полутонами, которые достигают необычайной красоты в золотистом плаще и серо-сиреневом платье Марии Магдалины. Мерцающие рефлексы на доспехах рыцаря как бы фокусируют богатство красок. Пурпур хитона Христа угасает в холодном отражении стали.

Из произведений Эль Греко "Эсполио", пожалуй, больше всех производит впечатление мощи. И вместе с тем впервые художник с такой последовательностью ставит перед собой задачу создать в пределах замкнутой композиции ощущение таинственности и безграничной беспредельности мира.