www.ElGreco.ru

... на главную 
... карта сайта 
... контакты

(1541—1614)

www. El Greco. ru


| Крит (до 1567) | Венеция (1567-70) | Рим (1570-75) | Испания (1575-1614) |


Поздние произведения Эль Греко

«Вид Толедо», или «Толедо в грозу» Эль Греко / www.ElGreco.ru Эль Греко был засыпан заказами, как никогда прежде, много и напряженно работал. К художнику обращались с самыми важными поручениями. Когда в 1611 году скончалась королева Маргарита, жена Филиппа III, городской совет заказал ему величественный монумент в память усопшей, который должен был украшать толедский собор во время траурного богослужения. Эль Греко с помощью Хорхе Мануэля создал сложное, выполненное из раскрашенного дерева, имитировавшего камень, архитектурное сооружение, увенчанное множеством статуй. Оно было воспето в сонете Ортенсио Парависино, назвавшего его «греческим чудом». Это произведение, если бы оно сохранилось, могло бы служить одним из самых ярких образцов архитектурного и скульптурного творчества мастера.

На склоне лет художника не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его работах. Но звучание их гораздо шире. Эль Греко как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

В Испании нет поздних произведений мастера, равных таким великим его картинам, как «Снятие пятой печати» и «Вид Толедо (Толедо в грозу)» (обе - Нью-Йорк, Метрополитен-музей), или прекрасному «Молению о чаше» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Но испанские собрания являются одним из слагаемых, которые помогают составить общее представление о позднем творчестве Эль Греко. Изображения святых, серии апостолов, образы Св. Варфоломея и Св. Ильдефонса — свидетельства огромной впечатляющей силы, которой его искусство достигает в эти годы.

Трагическое восприятие мира, чувство обреченности составляют своего рода лейтмотив его позднего творчества. Он звучит по-разному: то более сдержанно, затаенно, то приобретает подчеркнутую резкость, то наполняется огромной эмоциональной силой.

Вместе с тем в многообразном искусстве Эль Греко возникают другие линии, иные темы, которые отражают различные грани его единой художественной концепции. И изобразительные приемы мастера, подчиняясь общей направленности его позднего творчества, в которой деформация и экспрессия становятся основными средствами выразительности, тем не менее отличаются большим разнообразием. Он пишет то в гамме ярких, словно светящихся красок, то в серебристо-перламутровой тональности, то обращается к монохромному колориту, который приобретает специфический пепельно-серый тон. Некоторые произведения призрачны, потусторонни, в других создается преображенный и все же конкретный образ.

Последние произведения мастера - вершина его творческих поисков. Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения; в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге. Сюжеты его произведений, проникнутых глубоким религиозным чувством, варьировались мало, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера.

«Муки в Гефсиманском саду», или «Моление о чаше» | «Лаокоон» | «Толедо в грозу» | «Вознесение Марии» | «Обручение Богоматери» | «Снятие пятой печати» | «Вид и план Толедо» | «Облачение Богоматерью Cв. Идельфонса», фрагмент

предыдущая  /  главная  /  следующая страница

 

Крит (до 1567)

Происхождение художника
Первые работы

... все статьи раздела

Венеция (1567-1570)

«Исцеление слепого»
«Поклонение пастухов»
«Брак в Кане»
«Моденский триптих»
«Тайная вечеря»
«Поклонение волхвов»
«Благовещение»
«Изгнание торгующих из храма»

... все статьи раздела

Рим (1570-1575)

«Исцеление слепого»
«Стигматизация Святого Франциска»
«Мальчик, раздувающий лучину»
«Гора Синай»
«Христос изгоняет торговцев из храма»
«Пьета», или «Оплакивание Христа»
«Благовещение»
Портреты Джулио Кловио, Винченцо Анастази и мужчины

... все статьи раздела

Испания (1575-1614)

Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)
«Эсполио», или «Снятие одежд с Христа» (1577-1579)
«Поклонение имени Христа» (ок. 1577-1579)
«Мученичество Св. Маврикия» (1580-1582)
«Погребение графа Оргаса» (1586-1588)
Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)
Портреты Эль Греко
Образы святых и апостолов
«Апостоладос»(1610-1614)
Жизнь в Испании на рубеже веков
Поздние произведения Эль Греко

... все статьи раздела

   

© Все права сохранены. ElGreco.ru