www.ElGreco.ru

... на главную 
... карта сайта 
... контакты

(1541—1614)

www. El Greco. ru


| Крит (до 1567) | Венеция (1567-70) | Рим (1570-75) | Испания (1575-1614) |


«Поклонение имени Христа» (ок. 1577-1579)

«Поклонение имени Христа» Эль Греко / www.ElGreco.ru После успеха «Эсполио», найдя в Толедо семью, друзей и покровителей, Эль Греко мог и дальше спокойно работать в этом городе. Однако мечта получить заказ в Эскориале сулила ему другое, более сложное и блестящее будущее. Художник, вероятно, сознавал, что поле деятельности в древней испанской столице слишком узко для его возможностей. Его надежда окрепла, когда он написал «Поклонение имени Христа» (около 1577-1579).

Изображено грандиозное мистическое действо, все участники которого — среди них император Карл V и король Филипп II — поклоняются имени Христа, возникающему в небе в сиянии облаков и в окружении парящих ангелов. Запечатленная здесь анаграмма Иисуса служила символом иезуитского ордена. Однако Эль Греко менее всего думал о прославлении этого ордена, влияние которого он достаточно ощутил в Италии и еще сильнее почувствовал в Испании. Он прежде всего стремился понравиться королю. Никогда впоследствии он не писал картин такого официального характера.

В поисках творческих решений взоры мастера вновь устремились к Италии. Возможно, на память Эль Греко пришли впечатления от искусства Тинторетто, создателя огромных массовых сцен, проникнутых единством переживания множества людей. Работая над «Поклонением имени Христа», где в иррациональном пространстве совмещаются образы рая, земли и ада, Эль Греко вспомнил и Микеланджело. Отзвук «Страшного суда» чувствуется в изображении обнаженных мускулистых тел грешников — нескончаемого человеческого потока, который поглощается огромной пастью чудовища, символизирующего ад. Подобно тревожному напоминанию о грядущем дне возмездия, предстал и призрачный дальний план картины.

Однако те большие проблемы, которые волновали Эль Греко в этом полотне, не нашли здесь достойного художественного воплощения. Возникло резкое противоречие между изображением грандиозного образа потустороннего фантастического мира и небольшим, почти камерным масштабом картины. Суть данного противоречия заключалась не столько в размерах полотна, сколько в том, что мастер не смог насытить его ощущением монументальности. Картина кажется дробной, мелочной, загруженной множеством деталей, суховато выписанной, в ней присутствует странная, неоправданная здесь занимательность.

Стремление Эль Греко в той или иной мере следовать традиции ощущается во всем изобразительном строе картины. Ряд удачных приемов в изображении двух пространственных потоков, богатых оттенков красного тона и некоторых деталей — не может восполнить ощущения ее общей художественной слабости. Сейчас, когда вкусы эпохи отошли в далекое прошлое, когда прихоти и мнения короля Филиппа II имеют для истории живописи побочный интерес, очевидна та творческая неудача, которая постигла Эль Греко.

предыдущая  /  главная  /  следующая страница

 

Крит (до 1567)

Происхождение художника
Первые работы

... все статьи раздела

Венеция (1567-1570)

«Исцеление слепого»
«Поклонение пастухов»
«Брак в Кане»
«Моденский триптих»
«Тайная вечеря»
«Поклонение волхвов»
«Благовещение»
«Изгнание торгующих из храма»

... все статьи раздела

Рим (1570-1575)

«Исцеление слепого»
«Стигматизация Святого Франциска»
«Мальчик, раздувающий лучину»
«Гора Синай»
«Христос изгоняет торговцев из храма»
«Пьета», или «Оплакивание Христа»
«Благовещение»
Портреты Джулио Кловио, Винченцо Анастази и мужчины

... все статьи раздела

Испания (1575-1614)

Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)
«Эсполио», или «Снятие одежд с Христа» (1577-1579)
«Поклонение имени Христа» (ок. 1577-1579)
«Мученичество Св. Маврикия» (1580-1582)
«Погребение графа Оргаса» (1586-1588)
Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)
Портреты Эль Греко
Образы святых и апостолов
«Апостоладос»(1610-1614)
Жизнь в Испании на рубеже веков
Поздние произведения Эль Греко

... все статьи раздела

   

© Все права сохранены. ElGreco.ru