Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)

"Троица" (1577)

Троица Доменико Эль Греко / www.ElGreco.ru Картина "Троица" (музей Прадо, Мадрид) была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Она изначально была создана для аттика главного алтаря церкви Санто Дминго ель Антигуо (Толедо), и располагалась вторым ярусом над грандиозным полотном "Вознесение Марии". Это произведение обеспечило немалую славу молодому иностранцу в Толедо, архаичном провинциальном городке.

"Троица" Эль Греко скорее наследует художественные традиции Рима, чем Венеции. Ее экспрессия близка к микеланжделовской "Пьете". Хотя общая схема заимствована из гравюры Дюрера той же тематики.

Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь – символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой. Его скорбный лик обращен к Сыну, Он словно отгораживает Своей фигурой Христа от ангелов. Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает впечатление отстраненности.

Уже в этом произведении можно наблюдать удлиненные пропорции фигур, изломанные позы, эмоциональную напряженность, все то, что стало усиливаться в произведениях более поздних периодов творчества художника.

Торжественная, уравновешенная композиция "Троицы" продолжает восходящее движение сцены "Вознесение Марии", расположенной под ней. Однако в верхней картине движение замедляется, и окончательно завершается на изломанной линии поддерживаемых плеч Христа. Обнаженная фигура Сына Божьего еще более напоминает произведения Микеланждело, особенно близка к рисунку "Пьета" для Виттории Колонна. В более поздних произведениях Эль Греко изображает фигуры столь же свободно, как и драпировки. Однако в "Троице" ощущается материальность мертвого тела Христа. Создается впечатление, что Его изогнутая фигура обладает значительным весом. Эта трагическая выразительность образа Христа, цвета, характерные для маньеристов, свободное расположение фигур, придает произведению вместе с цельностью, высокое пафосное воздействие. Не смотря на то, что художник неоднократно любил возвращаться к своим излюбленным темам в произведениям, неизвестно ни одной картины, посвященной теме "Троицы".

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь"

2 Послание Коринфянам 13:13.