Моденский триптих (ок. 1567-1568)
Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, насписал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или "Благовещение на горе Синай". Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
На передней стороне помещены сцены (слева направо):
"Поклонение пастухов", "Аллегория Христианского воина" и "Крещение Христа";
на обратной стороне:
"Благовещение", "Гора Синай" и "Бог-Отец предостерегает Адама и Еву".
"Аллегория Христианского воина" - центральная сцена на передней стороне, она сложна для восприятия, полна библейских аллегорий и символов. В верхней части центральной доски, на небесах художник изобразил, как коленопреклоненный Христианский воин получает от Христа венец. В нижней части изображены чистилище и ад, а также три библейские добродетели. Эта работа напоминает произведения, популярные в Средние Века, особенно это проявляется в изображении челюстей ада – исключительно средневекового элемента. Ниже фигур Христа и воина расположена Святая Екатерина, с колесом, символизирующим ее мученическую смерть.
В центре обратной стороны триптиха расположена сцена "Гора Синай" с монастырем Св. Екатерины, которая своим появлением обязана Криту, и в точности повторяет традиционную Византийскую модель. Ссылка на Святую Екатерину в обеих центральные досках, возможно, намекает на связь художника с Критским монастырем Святой Екатерины, ведущей художественной школы острова. Остальные сцены триптиха так же не отличаются уникальностью, однако, в качестве примера художник использовал итальянские (преимущественно венецианские) оттиски. В целом многократное повторение канонических сцен характерно для византийского искусства.
Триптих привлекает внимание тем, что это одно из ранних сохранившихся произведений Эль Греко, созданное вскоре по прибытии в Италию. Художник познакомился с итальянской живописной школой, и сделал первые шаги в новой технике. Плоскостность, линейность, геометрические планы византийской традиции сменяются композициями с округлыми, более плотными формами и более свободной трактовкой. В триптихе появляется некоторая напряженность, характерная для манеры Эль Греко, а также многие элементы и композиции, к которым он позже вернется. Некоторые из величайших картин Эль Греко созданы на темы "Благовещение", "Поклонение пастухов" и "Крещение". Аллегория Христианского воина напоминает аллегории Священной лиги.