"Апостоладос" (1610-1614)
Эль Греко создал серии апостолов (исп. apostolados — апостоладос) — большие циклы, многие из которых ныне рассеяны по различным музеям. Тем не менее самые значительные из них, которые относятся к позднему периоду творчества мастера, можно увидеть в Толедо — в сакристии собора (1605-1610) и в Доме-музее Эль Греко (1610-1614).
В каждой из серий по шесть поясных или погрудных изображений апостолов должны были справа и слева обрамлять изображение Христа. Мастер стремился достичь разнообразия эмоциональных душевных состояний при единстве того общего, что объединяет между собой учеников Христа. Задача эта осложнялась тем, что облик апостолов не обладает резкими характерными отличиями, в его основе лежит сходный общий эльгрековский тип. Как всегда, вся сила экспрессии заключена в жестах рук и особенно в выражении аскетических лиц, то погруженных в свои думы, то отрешенно взволнованных, то словно освещенных пламенем внутренней страсти. Ниспровергая мертвые церковные шаблоны, Эль Греко создал совершенно новый тип изображений — образы проповедников, мыслителей, ясновидцев, которых роднят и объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.
Двенадцать изображений требовали не только разных психологических нюансов в трактовке, разных поз, жестов, атрибутов, но и изобретательности живописных решений. Ранее было отмечено, что колорит Эль Греко претерпевает за этот период существенные изменения, чему наглядным примером служит сравнение "Эсполио" и апостоладос в сакристии собора. Живопись его теряет свою материальность, плотность красочного слоя, кажется, что некоторые картины написаны окрашенным светом. Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд — коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых. Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура. Лучшими считаются изображения апостолов Андрея, Луки, Матфея, Павла, Иоанна Богослова. Апостол Лука, написанный в гамме зеленого, черного и белого, без особых оснований признается некоторыми исследователями автопортретом Эль Греко. Иоанн Богослов, хрупкий и нервный юноша с золотым потиром в руке, облачен в зеленую тунику и розовый плащ. Изображенный в профиль белобородый апостол Андрей поддерживает свой атрибут — андреевский крест, который резко и выразительно как бы перечеркивает его фигуру, усиливая общее напряженное звучание образа.
Однако еще более смелое впечатление производит серия апостолов, которая находится в Доме-музее Эль Греко. В этой приходящейся на последние годы жизни художника серии, которая кажется незаконченной, повторяются некоторые изображения из апостоладос собора. Сравнение образа Матфея убеждает, насколько еще более трепетной и легкой стала кисть Эль Греко, мягко и виртуозно моделирующая задумчивое лицо апостола-мыслителя, его серебристые волосы, тонкие кисти рук, розовый плащ, весь пронизанный белыми отсветами. Вместе с тем трудно предположить, что Эль Греко, который как бы подводит итог изобразительным возможностям в данном жанре, может сказать еще что-то новое.
Серия Апостоладос из Дома-музея Эль Греко из тринадцати картин была задумана как единое целое. Центральное место занимала картина "Христос Спаситель мира", справа и слева от него располагались по шесть апостолов, головы которых были повернуты к центральной фигуре. Предполагают, что эта серия картин так и не была завершена в связи со смертью художника.
Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них:
"Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир"
Евангелие от Иоанна 17:18.
Христос предназначил двенадцать ученикам распространять евангельскую весть по всему миру:
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите,
и в город Самарянский не входите;
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется"
Евангелие от Матфея 10:1-22.
"И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы"
Евангелие от Марка 16:15-18.
Впоследствии к апостолам причисляли и других выдающихся христианских деятелей, несших апостольское служение. Большую роль в распространении христианства сыграли Павел, апостол язычников, Св. Мартин, апостол апостол Галии, Св. Бонифаций, апостол Фризии и Германии, Свв. Килил и Мефодий, апостолы славянских народов и другие.
В Евангелиях списки первых учеников Христа незначительно отличаются. Петр (Симон), Андрей (брат Петра), Иаков (сын Зеведеев, или Старший) и Иоанн (сын Зеведеев, брат Иакова) – всегда упоминаются в перечислении учеников первыми. Вторая четверка включает Филиппа, Варфоломея (или Нафанаил), Матфея (бывший мытарь) и Фому. В третьей группе упоминаются Иаков (сын Алфеев, или Младший), Иуда (или Фаддей, или Леввий, сын Иакова), Симон Кананит (или Зилот, т.е. "ревнитель"), и Иуда Искариот. Имя Петра всегда возглавляло список, а Искариота-предателя – завершало. Петр вместе с Иаковом и Иоанном сопровождали Господа был на горе преображения и в Гефсиманском саду, а также во многих других случаях, как например, при воскрешении дочери Иаира Но ни один из апостолов не и имел власти над другими, они все были равными братьями, а Христос – их Господином. В Евангелии от Матфея и в Деяниях Апостолов они разбиты на пары, возможно, как Господь посылал их трудиться.
После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти"
Евангелие от Луки 10:1.
После предательства Иуды Искариота ученики выбрали на его место Матфия. Господь же присоединил Петра, явившись тому на пути в Дамаск. Другие ученики признали Петра как апостола язычников, неевреев.
Благодаря свидетельству апостолов церковь постоянно росла. Их благочестие, страстное служение, пламенный огонь веры зажигали сердца. Ни угрозы, ни гонения, ни пытки, ни мученическая смерть, не могли остановить распространение Благой Вести. Согласно преданию, Петр и Филипп были распяты головой вниз, Андрей на косом кресте, мученически погибли Иаков и Павел (возможно, обезглавлены мечом), Варфоломей (распят вниз головой, затем живьем содрана кожа и обезглавлен), Фома (проткнут 5 копьями) как и остальные, кроме Иоанна.