"Святой Ильдефонс" (1610-1613)
Поздний период творчества Эль Греко, в котором нарастание экспрессивности становится ведущим, не исключает иных решений. Строгим и сдержанным представлен Св. Ильдефонс, архиепископ и небесный покровитель Толедо (Эскориал, Музей). Его изображение — само олицетворение мудрости и человечности — настолько реально, что близко к портретному образу.
Высокая, но умеренно удлиненная фигура святого статична, уравновешенна в роскошных златотканых ризах. Он весь погружен в чтение священной книги, в свои размышления, поблекшее лицо полно сосредоточенной мысли. Беспокойный бег бело-серебристых облаков на темно-синем небе подобен проносящемуся вихрю, но ничто не может вывести святого из состояния духовного самоуглубления.
Картина словно вобрала в себя неисчерпаемое богатство изысканных оттенков розового, сиреневого, бледно-зеленого, бледно-желтого, жемчужно-серого и золотого. Эль Греко как бы в упоении передает парчовую, покрытую тончайшей вышивкой далматику архиепископа, его высокую золотую митру, переливы драгоценных камней. Но не тщательная выписанность деталей, а необыкновенная свобода живописи покоряет в этом полотне.
Известно, что в 1640 году по совету Веласкеса "Св. Ильдефонс" наряду с изображением апостола Петра был приобретен королем Филиппом IV для собраний Эскориала. Веласкеса не могла не поразить та воздушная живописность, которая создает впечатление, будто картина Эль Греко написана серебристо-сиреневой "пылью", тающим золотистым "дымом".