"Христос изгоняет торговцев из храма" (1571-1576)
"Христос изгоняет торговцев из Храма", или "Очищение Храма" - тема, к которой Эль Греко неоднократно обращался на протяжении всего творчества. До наших дней сохранилось несколько картин, посвященные этой теме, близкие по содержанию и общей композиции. Самая ранняя из известных нам версий - "Изгнание торговцев из Храма" из Вашингтонской галереи. Он была написана в Венеции, перед его отъездом в Рим, либо сразу по прибытии в Вечный город. Позже, в Испании художник неоднократно возвращался вернулся к этой теме в разные годы.
Как и в "Исцелении слепого", в композиции "Очищения Храма", можно заметить влияние Тиноретто. Однако центральная группа написана в манере, напоминающей скорее рисунки Микеланджело. Фигура женщины с коромыслом с ведрами на плече, ведущая ребенка, вероятно, позаимствована из гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля "Раздаяние милостыни у Золотых Ворот". Величественные архитектурные конструкции в римском стиле, призванные изобразить величественный Иерусалимский Храм и близлежащие к нему здания, просматривающиеся в арке, также полагают подражанием Рафаэлю. Уходящий в глубину храма ряд массивных гладких колонн с вычурными коринфскими капителями и узкими базами, поддерживащих рифленый карниз полмогает внести в композицию ощущение глубины пространства.
Два примечательных персонажа - беседующих старцев в центре картины, выдвинутых перед фигурой Христа, можно увидеть и на картине "Исцеленне слепого". Их также можно отнести к влиянию творчества Рафаэля.
На переднем плане картины в правом нижнем углу находится самая существенная иконографическая особенность этой версии "Изгнания" - четыре мужских портрета. Традиционно принято считать, что на этих портретах изображены (слева направо) - Тициан, Микеланджело, Джулио Кловио (портрет которого Доминико написал примерно в то же время). Крайний справа потррет вызывал наибольшие разногласия. Его идентефицировали как портрет Рафаэля, Джулио Романо, Корреджо, а также автопортрет самого молодого Эль Греко. Возможно, присутствие на картине потретов мастеров можно объяснить как дань уважения автора картины к ним.