Поздние произведения Эль Греко

Вид Толедо, или Толедо в грозу. Эль Греко / www.ElGreco.ru Эль Греко был засыпан заказами, как никогда прежде, много и напряженно работал. К художнику обращались с самыми важными поручениями. Когда в 1611 году скончалась королева Маргарита, жена Филиппа III, городской совет заказал ему величественный монумент в память усопшей, который должен был украшать толедский собор во время траурного богослужения. Эль Греко с помощью Хорхе Мануэля создал сложное, выполненное из раскрашенного дерева, имитировавшего камень, архитектурное сооружение, увенчанное множеством статуй. Оно было воспето в сонете Ортенсио Парависино, назвавшего его "греческим чудом". Это произведение, если бы оно сохранилось, могло бы служить одним из самых ярких образцов архитектурного и скульптурного творчества мастера.

На склоне лет художника не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его работах. Но звучание их гораздо шире. Эль Греко как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

В Испании нет поздних произведений мастера, равных таким великим его картинам, как "Снятие пятой печати" и "Вид Толедо (Толедо в грозу)" (обе - Нью-Йорк, Метрополитен-музей), или прекрасному "Молению о чаше" (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Но испанские собрания являются одним из слагаемых, которые помогают составить общее представление о позднем творчестве Эль Греко. Изображения святых, серии апостолов, образы Св. Варфоломея и Св. Ильдефонса — свидетельства огромной впечатляющей силы, которой его искусство достигает в эти годы.

Трагическое восприятие мира, чувство обреченности составляют своего рода лейтмотив его позднего творчества. Он звучит по-разному: то более сдержанно, затаенно, то приобретает подчеркнутую резкость, то наполняется огромной эмоциональной силой.

Вместе с тем в многообразном искусстве Эль Греко возникают другие линии, иные темы, которые отражают различные грани его единой художественной концепции. И изобразительные приемы мастера, подчиняясь общей направленности его позднего творчества, в которой деформация и экспрессия становятся основными средствами выразительности, тем не менее отличаются большим разнообразием. Он пишет то в гамме ярких, словно светящихся красок, то в серебристо-перламутровой тональности, то обращается к монохромному колориту, который приобретает специфический пепельно-серый тон. Некоторые произведения призрачны, потусторонни, в других создается преображенный и все же конкретный образ.

Последние произведения мастера - вершина его творческих поисков. Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения; в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге. Сюжеты его произведений, проникнутых глубоким религиозным чувством, варьировались мало, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера.

"Муки в Гефсиманском саду", или "Моление о чаше"

"Лаокоон"

"Толедо в грозу"

"Вознесение Марии"

"Обручение Богоматери"

"Снятие пятой печати"

"Вид и план Толедо"

"Облачение Богоматерью Cв. Идельфонса", фрагмент