"Эсполио", или "Снятие одежд с Христа" (1577-1579)
За свою жизнь Эль Греко написал большое количество картин, среди них немало превосходных. Но в его творчестве существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит "Эсполио"(1577 —1579).
Сакристия собора, построенная в стиле архитектуры Хуана де Эрреры Николасом де Вергарой, представляет собой строгий по формам огромный зал. Его плафон в XVII веке был расписан неутомимым Лукой Джордано, стены украшались картинами испанских мастеров. Алтарный образ "Эсполио" в тяжелой золоченой раме, также созданной Эль Греко, висит на стене прямо против входа в сакристию.
Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Сила воздействия достигается прежде всего необычайной интенсивностью и красотой колорита. Огромное пятно винно-красной одежды Христа, пламенеющей через весь зал сакристии,— это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом. И этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
Но в "Эсполио" цвет хитона, густой, яркий и удивительно благородный, словно сохраняет в себе горячий ток крови. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Не случайно здесь запечатлен, согласно Евангелию, момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова "espoliar" — грабить.
Сюжет, к которому обратился Эль Греко, исключительно редок для его времени. Чаще всего живописцы изображали такие моменты, как "Взятие Христа под стражу", "Коронование терновым венцом", "Бичевание Христа". То, что Эль Греко использовал редкий сюжет, возможно, свидетельствовало о его стремлении быть свободным от традиционной иконографии.
"И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий"
Евангелие от Луки 23:26-34.
Образный смысл картины нередко видят в резком противопоставлении духовному совершенству Христа людской низменности, жестокости и злобы. Но замысел художника представляется более глубоким и сложным. Он создает здесь целую гамму человеческих переживаний, взаимодействующих между собой и объединенных общим трагическим чувством неотвратимой гибели главного героя. Внутренний драматический конфликт показан в развитии, в становлении; в эмоциональном состоянии персонажей есть что-то затаенное, изменчивое, погруженное в себя. Картина соткана как бы из нескольких психологических планов.