Учеба в Венеции (1567-1570)
Когда в XVI веке Крит пришел в упадок, многие художники покинули его в поисках лучшей жизни. Немало критских живописцев нашли пристанище в Венеции. Это неудивительно, так как остров Крит был во владении Венеции с 1204 года, и играл большую роль в венецианской торговле. Их примеру последовал и молодой Доменикос - около 1567-1568 года он переехал в Венецию и оставался там, вероятно, до 1570 года.
В это время венецианская школа живописи переживала период расцвета. Зрелому иконописцу в византийском стиле пришлось осваивать итальянскую натуралистистическую живописную манеру. Молодой Теотокопули пережил коренной перелом, с поразительной быстротой и смелостью осваивал манеру школы, венецианскую цветопередачу, особенности масляных красок, приемы передачи перспективы и пространства. Возможно, он был учеником или последователем Тициана, также испытал сильное влияние творчества Тинторетто, и отчасти Якобо Бассано. Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчество Корреджо.
Немногие работы Эль Греко этого периода признаны достоверными. Неизвестно, создал ли Эль Греко большие картины во время пребывания в Италии, вероятно, до отъезда в Испанию он не получил никаких крупных заказов.
Сначала молодой художник создал несколько небольших работ религиозного содержания, написаных темперой на досках.
"Исцеление слепого"
"Моденский триптих" (ок. 1567-68, галерея д'Эсте, Модена)
"Брак в Кане" (1567-70, Музей изящных искусств, Страсбург)
"Тайная вечеря" (1567-70, Национальная картинная галерея, Болонья)
"Поклонение пастухов" (1570-72, частная коллекция)
"Благовещение" (ок. 1570, Музей Прадо, Мадрид)
"Христос изгоняет торгующих из храма" (ок. 1570, Национальная галерея, Вашингтон).
В них прослеживаются явные заимствования у Тинторетто, Тициана, Рафаэля, Микеланджело, а также классические архитектурные мотивы из популярного в то время трактата Себастьяно Серлио (1551, Венеция). Из сложного сплава различных художественных традиций, испытав влияние эстетики маньеризма, и рождалось искусство Эль Греко.