"Вознесение Марии", или "Непорочное зачатие" (1613)

Вознесение Марии. Эль Греко / www.ElGreco.ru Проблема парения всегда волновала Эль Греко, многие персонажи его картин создают впечатление невесомых парящих призраков, не касающихся земли. Менее удавалось художнику изображение стремительного полета ввысь, вознесения. В Италии он видел такие совершенные изображения полета, как знаменитая "Ассунта" Тициана и возносящиеся мощным потоком праведники в "Страшном суде" Микеланджело.

В алтарной картине "Вознесение Марии" (1577-1578) церкви Санто Доминго Эль Антигуо в Толедо, Эль Греко подражал тициановскому образу. Но в его трактовке фигура Марии не подхвачена общим плавным движением, а как бы балансирует на столь неустойчивой опоре, как узкий острый полумесяц. Часто в полотнах Эль Греко мотив полета приобретал отстраненные формы призрачного неуклюжего парения. Таковы картины из музея Прадо, изображающие "Воскресение Христа" (ранее 1577 года из церкви Санто Доминго Эль Антигуо и позднее, около 1600 года, возможно, для мадридского цикла Марии д'Арагон). Художник охотно писал своеобразные мистические апофеозы, в которых Мария представлена то олицетворяющей столь почитаемый испанской церковью догмат Непорочного зачатия, то в традиционном иконографическом типе богоматери Милосердия, то в сцене торжественного коронования на небесах. В подобных изображениях достигался эффект ирреального парения. Так, в алтарном образе для Госпиталя милосердия в Ильескасе (1603) удлиненная фигура Марии и ее широкий плащ, которыми она осеняет молящихся, словно повисли в безграничном пространстве.

Но на склоне лет Эль Греко вновь вернулся к мотиву вознесения. Однако он решает его в иконографических формах Непорочного зачатия. Не случайно эта картина, которая находится в Музее Санта Крус в Толедо, называется то "Непорочным зачатием", то "Вознесением Марии". Такое разногласие вполне объяснимо, так как здесь господствует впечатление неукротимого движения ввысь. Заказ исходил от городского управления Толедо и подразумевал создание большого алтарного образа для капеллы Обалье в церкви Сан Висенте. Договор оговаривал собственноручное выполнение работ Эль Греко. Центральная картина, о которой идет речь, была завершена им 17 апреля 1613 года, немногим меньше, чем за год до смерти.

Это произведение далеко не безупречно, хотя и принадлежит к числу прославленных поздних созданий Эль Греко. Как будто что-то надломилось в смертельно больном, угасающем мастере. Надо преодолеть первое ощущение вычурности и некоторой слащавости, чтобы оценить замысел картины и ее оригинальное изобразительное решение.

Узкая вертикаль композиции "Вознесения Марии" заполнена сверкающими, как самоцветы, сине-стальными, розово-красными, желто-зелеными цветовыми пятнами на сумрачном вихревом фоне. Кажется, все типы движений, которые характерны для Эль Греко и находятся за гранью реального, соединены в этом полотне. Формы растворяются в мерцающем свете, который то сгущает краски в тени, то обесцвечивает добела. Запрокинутые лица лишаются каких-либо определенных черт, неожиданны резкие ракурсы, масштабы фигур, их пропорции. Летящий по диагонали ангел с огромными черно-белыми крыльями приобщает зрителя к ощущению начинающегося полета.

Идущее в заоблачные выси, озаренное сиянием небесных светил движение в картине Эль Греко ничего общего не имеет с иллюзионистическими эффектами барочной живописи, подчиняясь законам иного, воображаемого мира. В ней смещены все реальные представления. Изображенный тип полета можно назвать медленным "всплыванием". Стихия воздуха кажется стихией воды, сквозь "толщу" которой неестественно удлиненные фигуры Марии и ангелов "всплывают" из глубин "солдатиками". Уходит в бездну смутный неузнаваемо преображенный Толедо, растворяясь во мраке, сливаясь с изображенным справа таинственным морским заливом. О реальности напоминает лишь букет роз и лилий на переднем плане, который звучит здесь сентиментальной нотой. В картине нет ни малейшего ощущения радости. Она создает смятенный и беспокойный образ: "Земля плывет как зыбкая вода", писал когда-то Гонгора.

Отрывок из сонета, посвященного гибели Карфагена, обращен к той трагической эпохе на рубеже двух великих в истории культуры столетий, в которую довелось творить и Гонгоре, и Эль Греко. Возможно, живописец когда-нибудь слышал строфы этого раннего сонета Гонгоры:

Не так неистово сквозь вихрь и свет

Спешит стрела вонзиться в плоть мишени,

Не так летит квадрига по арене

Венчать затишьем толп мету побед,

Как потаенно мчится в беге лет

К концу наш век в однообразной смене,

Безумный зверь, преследующий тени:

Круженье солнц — мелькание комет...