Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)

"Вознесение Марии" (1577-1578)

Вознесение Марии Доменико Эль Греко / www.ElGreco.ru Эль Греко неоднократно на всех этапах своего творчества обращался к сюжетам, посвященным Марии - писал сцены Мать с Младенцем, и Благовещание, и Святое Семейством. Среди них есть и сцены, на которых Богородица возносится в небо. Этой истории нет в Евангельскои цикле, но на волне особенного почитания Пречистой Девы в Испании, художник снова и снова воплощает ее образ на картине.

"Вознесение Марии" (Художественный музей, Чикаго), написанная Эль Греко для церкви Санто Доминго, стала не только первым его произведением, выполненным на испанской земле, но и первой большой картиной, созданной им.

В первые годы пребывания в Испании, Эль Греко остается во многом подверженный влиянию венецианской школы, его женские образы - все те же пышнотелые венецианки. Но хотя в этой картине ощущается сильное влияние творчества Тициана (особенно близко к картине Тициана в венецианской церкви Фрари), но все же общая трактовка у Эль Греко своя. В целом композиция несколько расбалансирована, персонажи кажутся слишком тесно сбившимися в верхней и нижней части картины.

Несоразмерно крупная фигура Марии возносится к небесам, опираясь ногами на узкий серп полумесяца, в окружении сонма ангелов. Кажется, она с трудом балансирует на слишком узкой опоре.

Пречистая Дева воспаряет ввысь, словно из чаши, стенки которой образованы фигурами апостолов, сгрудившимися вокруг пустого саркофага. Мастер вводит мотивы, которые также использовал в композициях "Христос изгоняет торговцев из храма" и "Исцеление слепого".

В композиции "Вознесения" мастер достиг впечатления единства земного и небесного – фигуры, жесты, эмоциональная выразительность фигур апостолов находит отражение и в группе небожителей, окруживших фигуру Богоматери. Это впечатление подчеркивается не только взаимным расположением цветовых пятен на картине, этому же служат и жесткие линейные складки одеяний апостолов, которые сочетаются острыми гранями каменного гроба.

Если сравнить это произведение Эль Греко с тициановской работой на ту же тему в церкви Фрари (Венеция), становится ясно, насколько далеко ушел молодой художник в своих творческих поисках, уже будучи в Испании. Влияние Микеланджело прослеживается в реалистичных монументальных фигурах персонажей, в цветовой палитре, характерной для Римской художественной школы. Поразительно свечение на картине, оно, вероятно, написано таким образом не случайно, и согласовано с естественным верхним освещением.

На сегодняшний день картина "Вознесение Марии" из церкви Санто Доминго известна как первая версия, созданная мастером на эту тему. Впоследствии он неоднократно обращался к ней. Ее можно рассматривать как предшественницу мистического "Непорочного зачатия" (1613), одного из последних произведений художника.