"Святой Апостол Варфоломей"(1610-1614)

Апостол Варфоломей Эль Греко / www.ElGreco.ru

В Новом Завете в списках апостолов упоминается Варфоломей, а в Евангелии Иоанна, на его месте – Нафанаил. Предполагают, что это одно и то же лицо.

"Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому"

Евангелие от Иоанна 1:47-51.

О его деяниях практически ничего не говорится, кроме незначительных эпизодов. Упоминается, что он был родом из Каны Галилейской. Также он стал свидетелем чуда, когда после воскресения Иисус явился ученикам во время ловли рыбы на Тивериадском озере. Он присутствовал при вознесении Господа.

По преданию, он благовествовал в городах Малой Азии, в Месопотамии, в Персии, в Индии, в Армении, где мученически погиб. Сначала его распяли вниз головой на кресте, затем с него живьем содрали кожу, затем отрубили голову.

Традиционно его изображали как мужа в среднего возраста, с короткой бородой (иногда раздвоенной), в античной одежде. Его постоянным атрибутом является нож для сдирания кожи (символ его мученической смерти), реже свиток. Чаще всего встречаются изображения святого с содранной кожей в его руках, как на гениальной фреске Микеланджело "Страшный Суд" в Сикстинской капелле. Как полагают, на содранной коже помещен автопортрет самого художника. Художники периода Возрождения писали Апостола Варфоломея в сценах, где он лежит под смоковницей, проповедует перед народами, изгоняет бесов, крестит народы, свидетельствует перед властителями о Христе.

В последние годы творчества Эль Греко в цикле Апостоладос создает свой образ апостола Варфоломея — не только украшение Дома-музея Эль Греко, но и одно из поразительных созданий старого мастера.

Молодой, чернобородый, чернокудрый, с мертвенно-бледным удлиненным асимметричным лицом и странно отсутствующим косящим взглядом огромных блестящих глаз, облаченный во все белое, Варфоломей кажется неистовым в своем пророческом безумии. Поражает его ярко выраженный восточный тип.

Удивительно смела почти монохромная живопись, построенная на изысканных оттенках белого. Образ излучает внутреннее возбуждение. Традиционные атрибуты святого — нож и ведомый на цепи маленький рыжеволосый дьяволенок — не несут, на наш взгляд, того многозначительного смысла, который им часто стремятся приписать. Более важно волнующее богатство впечатлений, рождаемых образом в целом, который словно развивается на наших глазах, и тем не менее остается в чем-то неосознанным до конца.

В ряду изображений святых Эль Греко это произведение написано как бы в порыве высшего творческого озарения. Варфоломей принадлежит к числу самых экспрессивных созданий мастера.