"Святой Апостол Петр" (1610-1614)
Апостол Петр, "князь апостолов", называвшийся Симоном, вместе с братом Андреем, был простым галилейским рыбаком. По призыву Христа они последовали, оставив свое ремесло, свой дом и семью, свой город, пожертвовали всем, чтобы стать "ловцами человеков". Он стал одним из ближайших и доверенных учеников Иисуса. В прошлом рыбак, Симон стал свидетелем чудес – исцелений, воскрешений, он сопровождал Господа был на горе преображения и в Гефсиманском саду. За твердость в вере Христос дал ему новое имя Петр (Камень):
"и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр"
Евангелие от Иоанна 1:42.
"Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах"
Евангелие от Матфея 16:15-19.
Петр сопровождал Господа на протяжении всего земного служения, однако отрекся после ареста, но затем раскаялся, и со всем рвением приступил к своему служению, к которому был призван – пасти овец Господних. Он стал во главе церкви, широко благовествовал. После чудесного освобождения из темницы, Павел покинул Иерусалим. Согласно преданию, он основал первую христианскую общину в Риме, 25 лет был епископом Рима, и погиб, как мученик, во времена гонений при императоре Нероне в 64 г. н.э.
В искусстве изображения Апостола Петра – наиболее узнаваемые. Обычно его изображают в образе престарелого, но еще крепкого старца, лысеющего или с тонзурой, с короткими курчавыми седыми волосами и бородкой, обычно короткой и волнистой, с грубыми чертами широкого лица. Обычно его изображали, облаченного в синий (реже зеленый) хитон, поверх которого накинут желтой (золотой) гиматий. Но главная особенность – ключ (один или два – от рая и ада, реже три) от врат Царства Небесного, доверенных ему Самим Господом. Изображенные простые железные, серебряные или золотые ключи символизирует большую духовную власть, связывать и разрешать, принимать и отлучать от церкви. Более редкими атрибутами Святого Петра в искусстве принято изображать перевернутый крест (как символ мученичества), посох с тремя поперечинами (как папский посох), книга (Евангелие), петух (отречение), реже корабль или рыба как символы христианской церкви, а также ремесла Петра – сначала рыбака, затем призванного Господом "ловца человеков". Иногда его изображают в папских одеяниях – тиаре и мантии.
На картине Эль Греко Апостол Петр предстает в образе седобородого мудреца. Его одеяния грубы и безыскусны. Черты лица просты, взгляд рассеян. Создается впечатление, что он погружен в молитву и созерцает духовный мир. Весь его облик дышит простотой и смирением. Святой крепко сжимает в левой руке два простых железных ключа. Правую кисть Петр прижимает к груди, слегка придерживая плащ, одновременно указывая на Христа. Эль Греко не отступил от традициии в выборе цветов одеяний Святого Петра - хитон синего цвета и гиматий-плащ охристо-желтого.
В картинах Эль Греко нет ничего случайного, все наполнено глубоким смыслом. Бесспорно, Апостол не превозносит свое особое положение, духовную власть, которой обладает. Для Петра важнее вера, любовь, сострадание. Для Испании во времена суровой инквизиции это был со стороны художника дерзкий вызов сложившемуся укладу.