"Портрет кавалера с рукой на груди" (ок. 1577-1579)
Возможно, один из самых ранних созданных в Испании портретов Эль Греко — так называемый "Портрет кавалера с рукой на груди" (ок. 1577-1579). Об этом свидетельствует прежде всего более традиционная, темная, построенная на оттенках коричневатых тонов живописная манера плотным гладким мазком. Типична психологическая нейтральность трактовки, которая в дальнейшем уступит место гораздо более активной характеристике.
Этот известный портрет Эль Греко представляет собой как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства.
Эфес толедской шпаги — красноречивая деталь его строгого облика, черного костюма, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев. Антонина Валлантен справедливо отмечает, что этот тип испанца проник на подмостки сцены и жил уже на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.
Портрету, однако, присуща внутренняя противоречивость, поскольку идеальный аспект образа не совсем соответствует личности портретируемого — изображена не очень содержательная натура. Впечатление достигается изобразительным строем полотна, где из темного фона светлыми пятнами выступают лицо и кисть руки с символическим расположением пальцев; особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, эфеса шпаги, словно висящей в воздухе. Отрешенность взгляда кабальеро, наделенного типичной эльгрековской разноглазостью, усиливает выразительность образа.