"Эсполио", или "Снятие одежд с Христа" (1577-1579)

Тяжба художника с капитулом собора

Рама для картины Эсполио Доменико Эль Греко / www.ElGreco.ru Когда "Эсполио" было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера. Заказчикам, как указывалось, не понравилось изображение толпы выше Христа, а также изображение на переднем плане трех Марий, о присутствии которых якобы не говорится в священных текстах. Последнее обвинение не отличалось точностью, и Эль Греко проявил себя более эрудированным и искушенным знатоком религиозной литературы, нежели ограниченные представители испанского духовенства. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем.

Комиссия квалифицированных экспертов признала исключительные художественные достоинства произведения, которым, но существу, нет цены. Но назначенная ими высокая оценка в девятьсот дукатов была отвергнута капитулом и сильно снижена. Эль Греко, однако, за эту цену картину не отдал. Вскоре последовал судебный процесс. Художник держался на нем гордо и независимо. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. В частности, когда его спросили, вызван ли его приезд в Толедо заказом алтаря в Санто Доминго эль Антигуо, он ответил, что никому не обязан объяснять причину своего приезда.

Тяжба художника с капитулом собора, который требовал внести изменения в картину, длилась долго. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Картина принесла мастеру огромный успех в Толедо, а история, связанная с длительной тяжбой, была вскоре забыта.

И тем не менее вызванный "Эсполио" процесс был далеко не последним столкновением художника с церковными заказчиками. Почти все его крупные работы, когда дело доходило до их оценки, сопровождались судебными разбирательствами. Нередко для того, чтобы заплатить мастеру меньше, чем он требовал, выдвигались возражения теологического характера. Но всегда при этом признавалось высокое художественное качество его произведений, а их необычные изобразительные приемы не вызывали ни у кого сомнения. Будучи человеком скорее расточительным, чем расчетливым, Эль Греко часто испытывал материальные затруднения. Однако его споры с заказчиками из-за денег не свидетельствовали о его жадности или стремлении к стяжательству. Они имели более глубокий, принципиальный смысл. Здесь как бы сталкивались два разных взгляда на искусство, на труд живописца.

Эль Греко сформировался в итальянской художественной среде, в которой давно сложились традиции очень высокого представления о назначении искусства и необычайно высоко было развито творческое самосознание мастеров. В известной мере этому способствовала широко распротраненная система меценатства и особенно то уважение, которым пользовался в Италии труд художника.

Иначе обстояло дело в Испании, где, за исключением королевского Двора с его придворной и весьма ограниченной в своих творческих возможностях школой, основными заказчиками были различные монастыри и религиозные братства. Представление об искусстве здесь еще не вышло окончательно из стадии средневековых представлений о нем как о ремесленном мастерстве. Не случайно скульптура, которая не обрела в период испанского Возрождения станковых форм, осталась подчиненной образной системе архитектуры и вобрала в себя многовековой опыт народной резьбы по камню и дереву, ценилась выше живописи.

За раму для "Эсполио", которую в 1582 году капитул заказал Эль Греко, мастер получил значительно большую сумму, чем за саму картину. Высокая оценка живописных произведений Эль Греко вызывала протест церковников Толедо, она была им просто непонятна. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. С необычайным упорством, обнаруживая незаурядную волю и столь присущую ему живую находчивость ума, он вступал в длительные тяжбы с заказчиками и чаще всего выходил из них победителем.

Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины "Эсполио".