Женские образы Эль Греко
Жизнь Эль Греко в Толедо требовало от него как бы непрестанного самоутверждения. Сам образ этой жизни, его привычки, поведение, траты, судебные процессы, даже тот факт, что он жил во дворце маркиза де Вильены — все вызывало удивление его сограждан, кое-что казалось чудачеством, а многое, возможно, осуждалось и порождало зависть.
"Сам он, как и его живопись, обладал необычайно странным характером",— замечает Хусепе Мартинес. Хотя дошедшие до Мартинеса сведения отмечены почтенной давностью, в них, несомненно, есть отзвуки тех фактов и мнений, которые были связаны с жизнью Эль Греко в Толедо. Художник и на самом деле вел себя весьма независимо.
В 1578 году родился его любимый и единственный сын Хорхе Мануэль, матерью которого была молодая испанка, видимо, аристократка Херонима де Куэвас. Их брак в силу неизвестных обстоятельств не был освящен церковью, что было большой смелостью в Испании. Сыну Эль Греко дал свое имя.
Тип хрупкой и одухотворенной красоты Херонимы преломился в воображении художника в идеальном и условном аспектах. Его женские образы, как, например, трогательная Св. Вероника (Толедо, музей Санта Крус) или юная Мария из Святого семейства (Толедо, госпиталь Сан Хуан де Афуэра), отражают этот общий идеал и вместе с тем несут и какие-то черты различия между собой. Но достоверного изображения Херонимы де Куэвас не существует.