Портрет кардинала Ниньо де Гевара (ок. 1600)
Старинный испанский город Толедо стал второй родиной Эль Греко. Традиции византийской живописи, богатство духовной культуры толедской интеллигенции, острые противоречия действительности в феодально-католической Испании, с инквизицией и кострами аутодафе — на такой сложной основе выросло искусство Эль Греко, трагический пафос, неистовая выразительность, утонченный колорит его живописи.
Знаменитый "Портрет кардинала Ниньо де Гевара" был написан мастером около 1600 года, незадолго до его назначения на пост Великого инквизитора. Сейчас картина находится в Меторполитен-музее (Нью-Йорк). Этот портрет стал поворотной вехой в европейском портретном искусстве, и знаковым не только для творчества Эль Греко, но и для всей Испании, в частности мрачной эпохи испанской инквизиции.
Ниньо де Гевара происходил из благородной толедской семьи. При короле Филиппе II он приобрел значительное влияние при дворе, в 1596 году был избран кардиналом. Король Филипп III назначил его в члены Королевского Совета и Великим инквизитором. В 1601 г он стал архиепископом Севильи. Неоднократно Ниньо де Гевара бывал Толедо (в 1600, 1601 и 1604 годах), во время одного из посещений он и позировал Эль Греко. Этот портрет написан в традициях парадного портрета в реальном интерьере, на фоне роскошной обивки стен, мраморного мозаичного пола. Возможно именно благодаря невероятной достоверности сохранился портрет одного из наиболее могущественных лиц Испании того времени, хотя и изображенного в неприглядном свете. На правдивое зеркало не принято таить обиду, хоть в роли такового и выступил талант великого мастера.
Положив руки на подлокотники кресла, оббитого алым бархатом, суровый страж паствы христовой внимательно смотрит на зрителя сквозь очки, их оправа еще больше фиксирует тяжелый, пронизывающий взгляд. Пелерина мантии широкими крыльями ложится на плечи, а тонкие, костлявые пальцы рук, крючковатый нос и острые черты лица довершают сходство с большой хищной птицей. Особенно привлекает внимание судорожно сжатая на подлокотнике левая кисть, словно сухая птичья лапа.
Стремительные живописные мазки малинового одеяния соседствуют с тонко выписанными мелкими деталями - холеные руки, унизанные перстнями, ухоженные ногти, аккуратная седеющая бородка, малиновая кардинальская биретта без помпона (традиционная католическая четырехугольная кардинальская шляпа), изящное кружево альбы. На полу, рядом с кончиками кардинальских туфель — письмо, на котором написано: "Доменико Теотокопулос сделал это" — так обычно подписывал Эль Греко свои картины.
Пугающая жесткость во всем облике кардинала подчеркивается напряженностью колорита. В картине господствует малиново-красный цвет кардинальской мантии, тревожно вспыхивает более светлый тон шапочки. Невысокая, щуплая фигура кардинала утопает в складках парадного одеяния, и воистину выглядит внушительно. В этом образе подчеркнута несгибаемая, неумолимая сила, он стал олицетворением суровой наказующей длани закона, бездушно перемалывающего жизни. Кричащая роскошь интерьера и одеяния словно признана подчеркивать пропасть между простым народом и его суровым судьей.
Уже в этом портрете проявляется свойственная более позднему искусству Эль Греко способность создания образов такого внутреннего напряжения, что у зрителя порой возникает ощущение непосредственного эмоционального контакта с миром изображенного человека или атмосферой происходящего события.