Творчество Эль Греко и Толедо
Музеи, монастыри, церкви, старые госпитали Испании хранят множество произведений Эль Греко. Здесь можно увидеть прославленные полотна и откровенно слабые работы, уникальные образцы и копии, видимо, принадлежащие мастерской, и даже просто грубые подделки неизвестного происхождения. Некоторые картины требуют серьезной реставрации, многое — самого сурового критического отбора.
Следует учесть, что в отличие от Веласкеса и Гойи, произведения которых сконцентрированы в Испании, Эль Греко представлен рядом великолепных полотен в некоторых крупных музеях мира. Так, впечатление о его позднем творчестве полнее и ярче дают собрания США, нежели Испании.
И все же Эль Греко нужно видеть именно в Испании, и в первую очередь в Толедо. Здесь из обилия самого разного и неоднородного материала возникает ощущение неразрывности искусства художника и его жизни, где взлеты сменялись падениями, успех — неудачей, порыв - разочарованием.
Мысль об Эль Греко не покидает во время пребывания в Толедо. Из тумана представлений и фактов, литературных домыслов и романтических преувеличений смутно вырисовываются контуры этой удивительно противоречивой, духовно богатой и порой необъяснимой личности, одного из тех истинно великих, каких знала Испания.
Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения. Нельзя не отметить, что художник изображал не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а запечатлевал с удивительной точностью конкретные особенности облика Толедо. Однако в тревожный и драматический образ призрачного города-мира, наделенного величием почти божественного характера, Эль Греко вкладывал сокровенность личных переживаний и всю силу своего трагического ощущения жизни.
В какой-то мере от города, увиденного глазами Греко, отталкивалось представление о романтически-таинственном Толедо, застывшем в своем мертвенном величии. И в самом деле этот удивительный город обладает, как многое в старой Испании, волнующей выразительностью. Но в восприятии Толедо уже давно сложился чисто литературный аспект, который, может быть, в крайних формах выразил Рамон де Валье Инклан, уподобивший его "пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана".