Приезд Эль Греко в Испанию
В 1576, привлеченный известием о строительстве Эскориала, Эль Греко предпринял путешествие в Испанию. Когда весной 1577 года Эль Греко приехал в Испанию, ему было тридцать шесть лет. Это был не робкий провинциал, а уже избалованный успехом в Италии, уверенный в себе мастер, создавший к тому времени ряд первоклассных произведений.
Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.
Существуют разные предположения о причине переезда Эль Греко в Испанию. Вероятно, его привлекла возможность получить заказ при испанском дворе, где над украшением Эскориала работало немало итальянских живописцев. В это время строительство монастыря Сан Лоренсо находилось в самом разгаре. Однако творческому содружеству Хуана де Эрреры и Эль Греко не суждено было осуществиться. После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко вскоре уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
В июне 1579 года Филипп II с семьей и придворными прибыл в Толедо на торжественный праздник тела Христова, и надежда получить королевский заказ вновь охватила Эль Греко. Это казалось реальным, так как, находясь в Толедо, король отбирал для украшения своего любимого детища понравившихся ему мастеров. Для работы в Эскориале были приглашены скульпторы Помпео Леони, связанный с Эль Греко узами дружбы, и Хуан Баутиста Монегро, сотрудничавший с ним в оформлении алтаря толедской церкви Санто Доминго Эль Антигуо. Вместе с тем незадолго до приезда Филиппа II в Толедо скончался первый королевский живописец Хуан де Наваррете, и его место еще оставалось свободным.
По-видимому, по заказу короля, которому Эль Греко мог быть рекомендован Помпео Леони, он создал небольшое полотно "Поклонение имени Христа". О том, что картина произвела желаемое впечатление, свидетельствовал королевский заказ 1580 года на большой алтарный образ "Мученичество Св. Маврикия" для собора Сан Лоренсо. Произведение это сыграло в жизни и творчестве Эль Греко роль переломного момента. Столь непохожая на шаблонные образцы церковного искусства картина вызвала резкое недовольство короля и была повешена в Зале капитула. Предназначенное ей место в алтаре собора было отдано полотну посредственного итальянского живописца Ромуло Чинчиннато, уже несколько лет работавшего при испанском дворе. Честолюбивые мечты Эль Греко разлетелись в прах, а его самолюбию гордого человека был нанесен оскорбительный удар. Отныне до самой смерти он был связан только с Толедо, который успел горячо полюбить за эти годы.
По-видимому, по заказу короля, которому Эль Греко мог быть рекомендован Помпео Леони, он создал небольшое полотно "Поклонение имени Христа". О том, что картина произвела желаемое впечатление, свидетельствовал королевский заказ 1580 года на большой алтарный образ "Мученичество Св. Маврикия" для собора Сан Лоренсо. Произведение это сыграло в жизни и творчестве Эль Греко роль переломного момента. Столь непохожая на шаблонные образцы церковного искусства картина вызвала резкое недовольство короля и была повешена в Зале капитула. Предназначенное ей место в алтаре собора было отдано полотну посредственного итальянского живописца Ромуло Чинчиннато, уже несколько лет работавшего при испанском дворе. Честолюбивые мечты Эль Греко разлетелись в прах, а его самолюбию гордого человека был нанесен оскорбительный удар. Отныне до самой смерти он был связан только с Толедо, который успел горячо полюбить за эти годы.