Интервью с Максимом Петровым для сайта www.ElGreco.ru

Недавно вышла в свет книга "Эль Греко" (серия ЖЗЛ). Автор книги и публикации "Художественные традиции эпохи и формирование индивидуального живописного стиля: Эль Греко" - искусствовед, кандидат философских наук М.А. Петров. Перед публикацией автор монографии любезно согласился ответить на наши вопросы.

Среди множества живописцев для своих исследований Вы выбрали творчество Эль-Греко. Что побудило Вас к такому выбору, почему именно Эль-Греко?

История искусства и литературы эпохи Возрождения (а я считаю, что литература, конечно, должна признаваться одним из полноценных видов искусства) знает немало биографий мастеров, вдоволь попутешествовавших по ойкумене и обретших вторую родину вдали от первой, среди носителей других культур или как минимум других языков. Но в отличие от Доменико Теотокопули, все они (или почти все) оказались в чужих краях зрелыми мастерами, чья художественная картина мира уже сформировалась и не требовала серьезных уточнений. Таков, например, Феофан Грек, полжизни проведший в Византии, а вторую половину на Руси. Искусство иконописи, которому он обучался в ранние годы, было в то время востребованным и в Константинополе, и в Кафе, и в Новгороде. То есть он принес с собой на север необходимые профессиональные знания и индивидуальную манеру, которым следовал до конца. Местные, русские изографы, если и повлияли как-то на Феофана, то незначительно. Другой пример: итальянские зодчие типа Фиораванти и Алевиза Нового приезжали в Москву строить храмы, башни и дворцы именно потому, что их искусство было популярно у них на родине, в городах Италии, и они были интересны московским князьям, как люди, умеющие делать что-то, чего "свои" не умеют.

Совершенно иная ситуация с Эль Греко. В его жизни четко прослеживаются четыре периода: ранний (критский), венецианский, римский и испанский (последний можно в свою очередь поделить на мадридский и толедский "подпериоды"), если хотите, так будет точнее). И каждый был временем активного Ученичества – с большой буквы. Он учился в иконописной школе в Кандии, потом у Тициана, затем в Риме совершенствовал искусство писать портреты и только потом отправился в Испанию, где, вероятно, надеялся снискать славу придворного живописца, однако, это ему не удалось. При этом Доменико все время оттачивал свои навыки, он не боялся "чаще поворачивать свой стиль", как говорили древние римляне. Ему не стыдно было учиться даже в зрелом возрасте. Представьте себе: один из самых успешных изографов Крита приезжает в метрополию (Венецию), ему 25, он молод, честолюбив, "при деньгах" и мечтает об известности, заказах, славе. Даже если с родины его вынудила уехать тяжба или нечто подобное, он мог спокойно перебраться на Корфу или Кипр и там реализовать свой талант изографа. Но тогда, разумеется, он не стал бы тем Эль Греко, которого мы знаем и любим. Три года он обучается у Тициана, кисти, конечно, не моет, но учится почти что "азам": работает в типичной светской манере ренессансной живописи - осваивает перспективу, учится передавать движение тел, исследует возможности светотени. Потом, восхищая друзей римского кардинала Фарнезе, пишет для них то воображаемые виды Синая, то мальчика с лучиной, доводя свое ремесло до определенных высот. И когда он уже прибывает в Мадрид, то имеет полное право надеяться на быстрое признание, как ему кажется – все-таки не зря он столько лет совершенствовался. Однако будучи вынужден поселиться в Толедо, Доменико не отчаялся и создал свои самые великие произведения. Поэтому его личность и обладает той безусловной привлекательностью для любого исследователя – он был неукротимым "селфмейдменом", "пассионарием", "homo faber", как угодно. А такие художники подобны крупинкам золота среди речного песка: глядя на них и их творения, потомки понимают, что такое настоящее движение Духа.

Ну и сопутствующий вопрос. В 2007 году на экраны вышел фильм Янниса Смарагдиса "Эль Греко". Несомненно, появление такого фильма увеличивает интерес к жизни и творчеству великого художника у широкой аудитории. К тому же данная картина вызвала немало положительных отзывов у кинокритиков многих стран. Я понимаю, что достаточно трудно давать рецензию фильму в целом, но все-таки, есть что-то особенное, на Ваш взгляд, что удалось передать создателям фильма для современного зрителя?

Смарагдис снял замечательный фильм, показав дуализм возможного движения к Богу - путь молитвы и путь искусства. Это почти уровень проблематики Бердяева, размышлявшего о святости Пушкина и Серафима Саровского, одинаково бесценных для своей эпохи. Конечно, некоторые персонажи фильма забавны – например, дочь кандийского дожа, первая любовь Доменико, запечатленная им в "Кающейся Марии Магдалине". Про нее немногочисленные источники, по которым сегодня воссоздается реальная биография Эль Греко, умалчивают. Отличная находка режиссера - болезненный интерес художника к судьбе Лаокоона, за рисованием статуи которого он впервые знакомится с будущим Великим Инквизитором Ниньо де Геварой. И основная идея, повторюсь – просто классная. Тем более, что фильм снимался на Крите, в Италии и Испании, то есть в тех местах, где Доменико действительно жил – и это наполняет картину Смарагдиса легкой аурой подлинности, которой часто не хватает историческим фильмам. Что касается музыки Вангелиса – она прекрасна!

С какими наибольшими трудностями Вы столкнулись при исследовании творческого пути Доменико Теотокопули?

Трудностей как таковых не было. Пожалуй, сложно было перестроиться и избежать соблазна "сползти" в теорию искусства, поскольку обычно я занимаюсь именно теоретическими разработками. В данном случае мне было интересно взглянуть на то, как различные художественные традиции некоторых регионов Средиземноморья "огранили" талант Эль Греко. И естественно, встал вопрос о количестве и качестве имеющихся биографических данных. К сожалению и к счастью оказалось, что на Западе о раннем периоде жизни Эль Греко (еще раз повторю, это Крит – Венеция и Рим) известно больше, чем в России. В частности, что-то было найдено благодаря усилиям греческого историка искусства Никоса Панайотакиса. Он работал в венецианских архивах, публиковал статьи и книги, организовывал в Ираклионе и Ретимно научные конференции, на которые собирались Ќэльгрековедыџ со всего мира. В результате, ему удалось почти невозможное – практически целиком восстановить критский период биографии Доменико. Можно сказать, что открытие творчества Эль Греко происходило до нынешнего момента благодаря всего нескольким фанатам: сначала о нем волею случая написал Теофиль Готье в "Путешествии в Испанию", затем его активно "пиарил" в парижских салонах граф Робер де Монтескью, сделав имя Доменико Теотокопули модным среди молодых художников-авангардистов, которые с тех пор полюбили заезжать в Толедо и любоваться его картинами; из необычной манеры письма Эль Греко, этих удлиненных фигур современники выводили чуть ли не кубизм Пикассо. Но следующим серьезным шагом в открытии мастера стало, я считаю, появление книг Антонины Валлантен во Франции и Татьяны Павловны Каптеревой в СССР (обе – в начале 1960-х), затем, спустя тридцать-сорок лет, наступило время Панайотакиса и Смарагдиса.

Что было для Вас самым неожиданным открытием при работе над книгой; что Вас больше всего, если можно так сказать, "удивило" в процессе работы, и, соответственно, где Вас постигло наибольшее "разочарование", если таковое вообще имело место?

Разочарований, призжнаюсь честно, не было. А вообще, в биографии Эль Греко множество темных мест. Ну, вот например: не так давно в венецианских архивах была найдена записка от имени кандийского дожа к одному из греческих купцов, вместе с Эль Греко проживавшему в Венеции. Дож через купца передает Доменико поручение: переправить в Кандию какие-то рисунки (может быть, эскизы, необходимые для создания географических карт). Это значит, что в Венеции художник не только учился у Тициана, но и выполнял личные распоряжения герцога. Возникает вопрос: как часто он это делал, что он за это имел и не стал ли последующий переезд Доменико в Рим причиной, в том числе, разрыва его отношений с властями родного острова, что в итоге помешало мастеру вернуться на Крит? И таких загадок в биографии Эль Греко достаточно много.

В своей книге Вы особое внимание уделяете влиянию художественных традиций эпохи на формирование индивидуальной авторской манеры письма Эль-Греко. В свою очередь, как известно, творчество любого великого мастера, а Доменико Теотокопули безусловно можно считать таковым, так или иначе оказывает влияние на его современников. Еще при жизни у них есть последователи, создаются целые школы мастеров и пр. Было ли, по-Вашему, какое-то особое влияние творчества Эль-Греко на его окружение?

Как известно, Эль Греко не оставил после себя школы. В Риме у него были ученики, безусловно, были и в Испании. Но главным его учеником следует, очевидно, считать его сына, Хорхе-Мануэля Теотокопули. Правда, тот больше прославился как архитектор. Понимаете, стиль письма Эль Греко слишком индивидуален и узнаваем. Начни кто-нибудь творить похожим образом, подражать и даже малейшее сходство оказалось бы заметно, вызвало бы кривотолки. Кроме того, есть подозрение, что современники вообще считали мастера безумцем и подражать такому художнику не хотели или попросту боялись.

Ну и тогда еще такой вопрос. Все-таки не только на современников оказало влияние творчество Доменико. Отчасти потому он и считается великим мастером. Чего только стоит влияние его идей на современные графические оболочки некоторых программных продуктов. Сейчас, например, большинство пользователей персональных компьютеров и не догадывается о том, что современные виджеты – уменьшенные изображения пользовательских окон - ни что иное, как воплощение идей Эль-Греко в компьютерную среду. Насколько известно на сегодняшний день, именно он первым начал создавать миниатюры своих будущих полотен. И все-таки, в чем, по-Вашему, выражается основное влияние творчества художника на нынешнее поколение?

Я считаю, что для людей, живущих в начале XXI века, Эль Греко остается идеальным человеком и творцом. Его эпоха – это время, как мы знаем, обильных кровопусканий. Европейцы сражаются с турками, католики убивают гугенотов, испанская инквизиция преследует еретиков, куда ни посмотри – всюду кровь, страдания и смерть. Вспомните хотя бы знаменитую трилогию Дюма ("Сорок пять" и т.д.) или "Трагические поэмы" д’Обинье. Однако именно тогда, когда человеческая жизнь стоила очень мало, Эль Греко рассказывал о ценностях, выше которых ничего нет: о любви, прощении, милосердии. Он действовал вопреки, а не благодаря и смотрел не на пять-десять лет вперед, а заглядывал прямиком в Вечность. А это значит, что его произведения помогают взглянуть туда и нам. И понять, что все катаклизмы и катастрофы преодолимы – при правильном настрое и хороших ориентирах в истории.

И напоследок, Ваши пожелания читателям книги и посетителям сайта.

Создателям сайта хочу сказать огромное спасибо за качественный контент и саму идею такой ресурс сделать. А всем поклонникам творчества Эль Греко желаю и дальше наслаждаться творениями мастера и, кстати, обязательно посетить все места на карте, связанные с его именем.

Огромное спасибо. В свою очередь разрешите еще раз поздравить Вас с выходом книги и пожелать дальнейших творческих успехов и Божественного вдохновения в Вашем нелегком, кропотливом, но интересном труде.

Спасибо, Татьяна.

Специально для сайта www.ElGreco.ru Татьяна Чернявская.