"Художественные традиции эпохи и формирование индивидуального живописного стиля: Эль Греко"

Максим Петров

Take me, Spanish Caravan

"The Doors"

Максим Петров. Эль Греко. ЖЗЛ - малая серия XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Для предисловия к небольшой книге этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, "растет" из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные "закрома" его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Эль Греко не является исключением из этого правила. Что касается "прославления" столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век), то в этом он, безусловно, преуспел. Живопись Испании шестнадцатого столетия прочно ассоциируется теперь именно с произведениями Эль Греко. Хотя рядом с ним жили и творили такие мастера, как Хуан де Хуанес, Пантоха де ла Крус, Хуан де Фландес, Санчес Коэльо, Наваретте, Котан, Рибальта но великая эпоха императора Филиппа II, победителя турок и строителя Эскориала, ассоциируется сегодня именно с Эль Греко. Ну, и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал "на удалении", из Венеции и потому испанским художником считаться не может.

Эль Греко прибыл в Иберию, как странник, как скиталец, как завоеватель, мечтающий покорить этот суровый нравами край. Подобных путешественников в то время было множество. Бродяг, мореплавателей, купцов, сшивавших своими путешествиями, словно прочными нитями, лоскутки средиземноморских стран. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, - "Неистовый Орландо", "Освобожденный Иерусалим", "Эротокрит", "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Параллельно в Европе развивался менее серьезный, но не менее репрезентативный жанр "плутовской" роман, персонажи которого тоже постоянно перебираются с места на место, выбирая для себя те, что получше. Это говорит о том, что путешествия тогда не просто были делом привычным, но являлись одним из важнейших элементов бытия, тщательно регламентированным и продуманным, и всячески поощрялись идеологами эпохи. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, "месседж", складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Многое повидав прежде, чем осесть в Толедо в возрасте 36 или 37 лет, Эль Греко сумел в итоге превратить свой месседж в индивидуальный художественный стиль, столь узнаваемый и яркий.

Мы знаем об этом человеке мало. Вынуждены довольствоваться краткими и не всегда бесспорными фразами немногочисленных свидетельств тех, чьи дороги пересекались с дорогами Эль Греко. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. К сожалению, все теоретические сочинения Эль Греко утрачены или, наоборот, пока еще не найдены. Возможно, если нечто подобное вдруг когда-либо случится, эти тексты помогут потомкам составить истинное представление о широте кругозора и сумме талантов живописца.

Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Сложно вообразить, чтобы кто-то из его современников, приехав в чужую страну, стал бы творить АБСОЛЮТНО иначе, нежели раньше, на родине, используя новые средства живописного языка, создав новую манеру письма. Эль Греко это удалось. Он соединил в своем творчестве Восток и Запад, навыки византийской иконописи и западноевропейской живописи. Он постоянно совершенствовался и достигал новых вершин, осваивал разные традиции и стили, припадал поочередно к нескольким источникам и не понаслышке знал, насколько глубок и прозрачен каждый из них.

Если сравнить Средиземноморье XVI столетия с огромным муравейником, где кипит жизнь и все находится в движении, то Эль Греко окажется в нем тем бесстрашным муравьем, которого внезапно налетевший ветер закинул подальше от родного дома. Пролетая над лугами и полями, он сумел разглядеть внизу много интересного и, приземлившись, запечатлел увиденное. Созданные им прекрасные образы рассказывают о мире неведомом и мистическом. О мире библейских истин и одиночества. Надлома и светлой печали. Гордости и любви. В них, как в зеркале, отражается вся неугомонная эпоха cinquecento. В них отражается и сам живописец.

А это значит, что XVI век и Эль Греко действительно могут друг другом гордиться.

21.10.2011 г.

Содержание

Первые произведения. Традиция синайской иконописи и мастера "Критской школы".

Венеция. Иллюстрации к евангельским сюжетам.

Рим. Под знаком Лепанто.

Рим - Толедо. От портрета Кловио к "Апостоладос".

Толедо. "Лаокоон".

©М.А. Петров